«СТАРШИЙ СЫН» (памяти Николая Караченцова)

В 1990 году состоялась очень заметная для меня встреча с Николаем Караченцовым. Тогда в Брянской области проходили выборы в Совет национальностей Верховного Совета СССР по Смоленскому национально-территориальному округу. Демократы активно поддерживали одного из первых российских кооператоров, выступавшего за свободное развитие предпринимательства Артема Тарасова. Накануне выборов на гастроли в Брянск приехал с концертной программой сорока шестилетний уже довольно известный даже в российской глубинке особенно после художественного фильма «Старший сын» (1975 г.) и очень любимый в народе актер Николай Караченцов. Мы с радиожурналистом Михаилом Орловым, будучи доверенными лицами кандидата в депутаты решили прорваться на встречу со знаменитым артистом, чтобы попросить его во время своего выступления на публике сделать несколько реприз в поддержку Артема Тарасова. Нам тогда, это казалось очень важной частью нашей предвыборной тактики, тем более что Марк Захаров, главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола, в котором работал Николай Караченцов, открыто и публично поддерживал талантливого российского предпринимателя.

На наше удивление, прорыва не получилось, может быть потому, что мы пришли к актеру в гостиницу Брянского цирка с «заднего входа» в районе десяти часов утра. Когда мы представились, нас попросили подождать, но не прошло и пяти минут, как перед нами появился сам Николай Петрович, видать после душа, одетый в банный халат и характерными мешочками под глазами («тяжела актерская жизнь, и даже своим послесловием» – подумал я.), который любезно пригласил нас на кухню и угостил чайком. Очень внимательно выслушал все наши предложения и доводы и как-то с сожалением что ли, словно опасаясь нас обидеть, но одновременно твердо и очень убедительно сказал: «Знаете, ребята, я к Артему Тарасову отношусь очень хорошо. Ну, у Марка свое отношение ко всему этому. НО. Просьбу вашу выполнить я не смогу, потому что ребята я для себя решил, что актер не должен связывать себя политикой и властью. И его тоже не нужно использовать в политических целях. Он должен просто играть свои роли».

Нам даже неловко как-то стало после этой нашей блистательно продуманной и высказанной затеи. Прощаясь у порога гостиничного номера,

чтобы как-то скрасить эту неловкость, я оглянулся, поймал взгляд актера и пропел кусочек из арии «пса в сапогах» (1981 г.);

«Меня не любят – это минус,

Но и не гонят – это плюс».

Николай Петрович улыбнулся в ответ той неповторимой «зубастой» улыбкой Караченцова…Каждому из нас был начертан свой путь в жизни.

Уходят лучшие «старшие» сыновья России. В прошлом году – поборник свободного труда Артем Тарасов, в нынешнем – Николай Караченцов, талантливо сыгравший множество своих ролей. Очень хочется, чтобы оставалась в народе их правда. Жила и побеждала.

Станислав Белышев

You may also like...